Путь к Добру: шаг за шагом
Нам недостаточно знать, что мы отдалены друг от друга, отторгаем друг друга, не желаем связи между нами, что злым началом называется то, что не дает нам осуществить соединение между нами.
Только это и называется злом - то, что мешает нам достичь цели творения, где мы связаны вместе в одно целое. А наше злое начало, отторгающее нас друг от друга и разобщающее нас, с которым мы сталкиваемся, желая соединиться, - называется злом. Мы сами определяем его как зло.
Если же я не чувствую, что оно мешает мне достичь цели, соединиться с другими, то не считаю его злом. Выходит, что у зла есть меры: чем больше я хочу соединиться с другими, тем больше ощущаю зло.
Поэтому вначале, когда человек приходит изучать науку каббала, он вовсе не думает о том, что должен приблизиться к другим, он подобен братьям Йосефа. Затем он начинает понимать, что надо соединиться вместе, - и тогда уже начинает размышлять, насколько ему будет хорошо, если он объединится с другими. Он начинает соединяться с товарищами, - этот этап называется "семь сытых лет", когда все прекрасно продвигаются вместе.
А затем мы начинаем ощущать, насколько нас воротит от этого объединения, насколько оно нежелательно и недостойно в наших глазах. Так мы приходим к этапу "семь голодных лет", когда не понимаем, как сможем работать друг с другом, как соединимся вместе, если между нами стоит Фараон и разделяет нас.
И вместо того, чтобы мы постоянно прикладывали правильные усилия к соединению, Фараон подбрасывает нам разного рода действия, при которых мы вроде бы действуем для соединения, а потом выходит, что каждый делает это ради себя. Это называется, что Фараон впивается "с затылка", высасывая все наши усилия себе. Так повторяется снова и снова.
Но всем нашим вложенным усилиям противостоит особая сила, называемая свет, возвращающий к источнику. Если мы притягиваем его, то неважно, в каких состояниях мы находимся, – эта сила воздействует на нас и продвигает нас. Без этой силы невозможно продвигаться.
Выходит, что в плоскости нашей работы мы должны осознать зло как можно больше. Зло осознают за счет того, что стараются совершать именно добрые дела. То есть наша работа должна происходить в объединении, в радости, в любви, в учебе, во всем самом хорошем. Ни на миг мы не упоминаем зло, не желаем чувствовать его ни в каких проявлениях.
От того, что мы стремимся быть связанными друг с другом, добрыми, наполненными светом, подобными Творцу, - нам раскрывается как раз таки сила зла, разделяющая между нами. Если мы прикладываем достаточно усилий, то извлекаем ее из укрытия. В той мере, в которой я вкладываю усилия, чтобы соединиться с другими, - в этой мере я удостаиваюсь раскрытия зла. То есть раскрытие зла - это награда, результат моих усилий.
Я выдал "20 кг" усилий, чтобы соединиться с товарищами, - мне раскрывается "20 кг" злого начала: я обнаруживаю, что не желаю соединяться с ними. Раньше я этого не знал и не видел, а теперь знаю. Вопреки этому я продолжаю работать, прикладываю еще "40 кг" усилий – мне раскрывается еще "40 кг" злого начала. Фараон все растет и растет – пока не превращается в такое чудовище, с которым ничего невозможно сделать.
Даже если я прихожу к нему и соглашаюсь на все беды и страдания, которые обрушатся на меня как десять египетских казней, - он все равно стоит и разделяет между нами. Но из его упрямства я вижу, что у меня нет никакого выбора – только прекратить работать со своим эго. Это называется "сбежать от него".
И тогда при условии, что я готов расстаться со своим эго, подняться над ним верой выше знания, мне раскрывается возможность этого достичь – использовать особую силу, которая удержит меня выше моего желания насладиться, будто "в воздухе": мое эго находится внизу, а я – над ним. Что значит "я"? – Я могу думать, ощущать, совершать расчет, выполнять действия, не утопая в своем желании насладиться, а находясь выше него. Это означает, что я стою перед получением света, возвращающего к источнику, - получением Торы.
Сейчас мы находимся напротив Торы: мы сидим на уроке, хотим соединиться вместе, выстроить общее желание/кли, и читаем книгу Зоар, чтобы свет, приходящий от нее, выполнил свое обещание, - вернул нас к источнику, если мы подготовили зло, разделяющее между нами, чтобы свет исправил его.
Поэтому сказано об учениках рабби Шимона, что они сидят перед уроком и раскрывают зло – бушующий огонь ненависти. Не просто так приходят к такому состоянию, а после многих усилий, желая соединиться, раскрывают зло – каждый день новое. И тогда каждый день у тебя есть потребность в получении Торы – света, возвращающего к источнику, если ты стараешься соединиться и обнаруживаешь, что неспособен на это, что вновь раскрыл Фараона – еще большего, чем прежде.
Поэтому постараемся все же распознать зло – только лишь за счет того, что желаем прийти к добру. И тогда, если мы действительно желаем добра, зло раскроется. А если зло раскроется, мы на самом деле попросим, чтобы Зоар подействовал на него и обратил в добро.
Из урока по Книге Зоар, 14.12.2011
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.